Дендера – небольшой городок на западном берегу р. Нил, который расположился напротив Кены. Ранее называли его по-другому, а точнее Тентира. Он играл наиважнейшую роль в жизни древних египтян, так как был провозглашен столицей шестого нома Верхнего Египта. Также у египтян в почете была богиня Хатхор, а Дендера была центром ее культа. Храм, построенный в честь этой великой женщины, был исследован, но первым специалистом, сделавшим это, был Мариет. То, что исследования продолжаются до сих пор, не случайность, а закономерность: постройка сохранилась с древности и до сегодняшнего дня. Также все правители, которые имели к ней хоть какое-то отношение, старались привести ее в порядок. Так, к примеру, император Тиберий провел работы по достраиванию.
Архитектурный облик
Материал, используемый при строительстве – песчаник. Постройка достигала семидесяти девяти метров в длину. Она стоит в окружении стены из кирпича. Храм славится тем, что внутри него сохранился гипостильный зал с двадцатью четырьмя колоннами, который увенчан изображениями самой Богини Хатхор. Потолок в этом зале украшен так называемыми астрономическими сценами. Стены увенчаны описанием царского визита в постройку. Крыша украшена несколькими небольшими святилищами Осириса. В одном из обнаруженных святилищ нашли уникальный зодиак, а также солнечный диск. Говорят, что если проводить раскопки под храмом эпохи Птолемеев, то можно увидеть здания, датируемые другими эпохами. Скорее всего, многие из них относятся к эпохе царствования одного из правителей, который участвовал в строительстве Великой пирамиды.
В Дендере есть и другой храм – Исиды, который более маленький по размеру по сравнению с хранилищем Хатхор. Также надо упомянуть о священном озере, воротах Ментухотепа Второго, которые впоследствии оказались перенесенными в Каирский музей. На востоке от озера стоят ранне-христианские постройки. Они связаны, так или иначе, с деятельностью учеников Пахомия Великого.
О гипостиле в нескольких словах
Гипостиль – довольно распространенная деталь в архитектурных постройках Древнего Востока. Порой, специалисты готовы говорить о его присутствии не только в храмах Египта, но Ирана. Быть может, он действительно просматривался, но мог и не называться так самими строителями. Стиль угадывается по большому залу внутри дворца или храма. В нем установлены разные колонны в большом количестве. В таком зале могли стоять одновременно подле друг друга около 2 тыс. верующих. Все, кто приходил сюда, могли молиться, смотря на статую Бога, которая была занавешена и возвышалась над всеми.