Продольно вытянутые корабли этого зала дают ту самую раннюю базиликальную форму, которая станет столь характерной в гипостилях эпохи Нового царства. Не только такое раннее разрешение базиликальной композиции интересует нас в этом памятнике, но и столь элегантно данные пропорции колонн с каннелюрами.
Памятник еще не может считаться до конца изученным, во всяком случае ясно, что генезис колонны, и в частности протодорийский ордер, надо, по-видимому, искать до эпохи V династии. Архитектуру всего ансамбля пирамиды Джосера связывают с именем бесспорно выдающегося зодчего Имхотепа.
Что касается поминальных храмов, имевшихся при каждой пирамиде, то об этом виде архитектуры можно судить по сохранившемуся памятнику Хефрена. Поминальный храм Хефрена состоял из двух частей: привратного пилонообразного сооружения, ошибочно называвшегося раньше (также и Шуази) «Храмом сфинкса», и собственно поминального храма. В обоих случаях – одинаковое внутреннее разрешение пространства: за передним помещением идут два зала – широкий и продольный в форме перевернутой буквы Т. В самом храме за этими залами следует широкий двор со статуями фараона, дальше еще пять глубоких камер, тоже для скульптур. Фасад и стены зала облицованы розовым гранитом. Столбы внутри, разбивающие залы на три нефа, точно так же сделаны из великолепно отполированных цельных кусков гранита. Соотношение высоты к ширине в этих четырехгранных столбах равняется 4:1. Элементы массы в столбе, гладь четких гранитных плоскостей, лишенных какой бы то ни было декорации (полное отсутствие рельефов), позволяют отнести подобный памятник к тому же стилю, что и пирамиду. Лаконизм выражения – основа этого стиля времени правления IV династии (первая половина третьего тысячелетия до н. э.).
В дальнейшем процессе развития стиля эпохи Древнего царства намечается прежде всего отход от подобного лаконизма широких плоскостей. Форма раздробляется, стены начинают покрываться рельефами, колонна заменяет столб.