Подобную параллель в пластике представляют собой рельефные циклы из гробницы, например, Ти в Саккара (V династия, середина третьего тысячелетия до н. э.) по сравнению хотя бы с рельефами Хеси-Ра (III династия, начало третьего тысячелетия до н. э.). Стремление к изяществу, к элегантности мягкой линии сменяет сдержанную четкость прежнего искусства. На этой линии поисков стиля времени V династии типично зарождение
растительных видов колонн, удержавшихся на всем протяжении развития египетской архитектуры.
Искусство Египта и здесь осталось верным своему основному устремлению. Стебли и бутоны растений, перенесенные в колонны, отнюдь не представляют собой и здесь натуралистической имитации действительности, а ее идеализацию. Из всех видов растительных колонн эпохи V династии (папирусообразная, лотосообразная и пальмовидная колонны) самая грациозная – пальмовидная колонна. Гранитные колонны храма Саху-Ра, с их тонко стилизованной капителью из отогнутых наружу листьев пальмы, никогда не повторялись в зодчестве с такой предельной грацией.
Для архитектуры V династии интересны храмы, посвященные богу солнца Ра, распространенные в это время в связи с солярными учениями гелиопольских жрецов. Реконструкция подобного храма – Наузир-Ра (середина третьего тысячелетия до н. э.) – дает представление о композиции этих храмов.
От пилонообразного сооружения длинный крытый проход ведет в открытый 100 м длины двор. Здесь, в центре, расположен мастабообразной формы цоколь со стоящим на нем обелиском – символом солнечного божества. Перед обелиском помещался алтарь. В отличие от архитектуры эпохи Нового царства, обелиск здесь – идейный и композиционный центр. Вместе с тем типично здесь отмеченное выше раздробление формы. Не грандиозность одной монолитной массы, а совокупность нескольких геометризированных форм. Намечается со времени V династии и снижение количественного момента. Высота пирамиды одного из фараонов этой династии Саху-Ра не достигает и 50 м.