По сути, храм Святой Екатерины в Египте и не храм вовсе, а монастырь. Его особенность заключается в том, что он появился еще в древности, и, сохранился до сегодняшнего дня. Он не просто существовал, а действовал, т.е. в нем проходили службы, на которые ходили христиане. Постройка была основана в четвертом веке. Тогдашние строители выбрали для его размещения центр Синайского полуострова, подножье горы Синай. Высота постройки над уровнем моря – 1,570 тыс. метров. Юстиниан отдал приказ в VI веке об укреплении здания. Нынешние насельники – греки с православным вероисповеданием.
Более ранние названия – монастырь Преображения, монастырь Неопалимой Купины. Нынешнее название появилось в XI веке, когда возросло почитание Св. Екатерины. Синайские монахи приобрели ее мощи в середине шестого века. Вот тогда-то и произошло переименование постройки на современный лад. Включение в число памятников ЮНЕСКО состоялось в 2002 г.
Основание
Надо вернуться к событиям, происходящим в III веке. Тогда монахи начали селиться небольшими группками вокруг горы под названием Хорив. Они выбирали разные территории для поселения, но они, так или иначе, были сконцентрированы вокруг горы Хорив. Первые монахи – отшельники. Они жили в одиночку, выбирая для проживания ту или иную пещеру. Изредка они объединялись возле Неопалимой купины, чтобы совершить совместное богослужение. Сохранились даже описания той их жизни благодаря писаниям И. Златоуста (V век).
В 330 г. к власти пришел император Константин. Монахи Синая стали явственнее ощущать необходимость в появлении постройки возле Неопалимой купины. Они хотели иметь в местечке маленькую церковь, которая была бы построена в честь Богоматери, а также башни, которая использовалась бы в качестве убежища во время набегов кочевников. По просьбе монахов было принято положительное решение, и, в итоге так была основана церковь в Египте.
Современность
Сейчас в Храме Святой Екатерины в Египте верховодит всем архиепископ Синайский. Его рукоположение совершает патриарх Иерусалима. Переход под эту юрисдикцию произошел в 640 г., так как именно тогда возникли затруднения в общении мусульман с Константинопольским патриархатом. Официальное отделение от последнего состоялось в 1575 г., а подтверждение – в 1782 г. Дела находятся в ведении общего собрания монахов. Они принимают совместное решение по экономическим, политическим и др. вопросам. Решения, вынесенные на собрании, одобряются или нет Советом отцов, в который входят всего 4 человека.